Авиационный саммит "Россия-ЕС", открывшийся 12 октября в Петербурге, выявил ряд проблем в отношениях двух сторон. Европейские перевозчики сетовали на сложность с транссибирскими маршрутами. Россию, в свою очередь, не устраивают правила, требующие дополнительных выплат, например, штрафы за выброс углерода в атмосферу.
Заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов отметил, что в общем объёме загрязнений окружающей среды из-за транспорта 96% приходится на долю автомобилей. И только 4% - на авиасообщение, морской и железнодорожный транспорт
На Авиационном саммите "Россия-ЕС", открывшемся 12 октября в Санкт-Петербурге, российские чиновники признали, что "мы тоже европейцы", соответственно, транспортные визы и другие транспортные препятствия нам, "миролюбивым людям", ни к чему.
При этом Россию не устраивают некоторые европейские правила, требующие дополнительных выплат, например, штрафы за выброс углерода в атмосферу. Поэтому диалог между РФ и ЕС состоялся с определенными оговорками.
Как сказал генеральный директор по мобильности и транспорту Еврокомиссии Мэтью Рюте, сейчас Евросоюз работает над созданием "единого европейского неба". Не позднее 1 января 2012 года между РФ и Еврокомиссией будет подписан соответствующий меморандум о сотрудничестве. Основным пунктом станет обеспечение безопасности полётов.
По словам главы Росавиации (Федерального агентства воздушного транспорта) Александра Нерадько, к 2025 году Россия должна полностью интегрироваться в мировую навигационную систему. Для начала к 2015 году в РФ будет создано 12 укрупнённых центров единого навигационного авиадвижения.
По его словам, за последние три года европейские страны увеличили количество полётов в регионы России на 45% - до 100 тыс. полётов.
Проблемными для европейских перевозчиков являются транссибирские маршруты. Чтобы перелететь через Сибирь, им приходится дополнительно платить России. В ответ на это заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов уверил ЕС, что эта проблема "практически решена".
"Ещё в 2006 году было подписано соглашение, согласно которому как только Россия вступит в ВТО, дополнительная плата взиматься не будет. Как говорится, утром деньги – вечером стулья. Сначала мы вступим в ВТО", - передаёт Firstnews слова Сергея Иванова.
Ещё один нюанс в том, что ЕС крайне обеспокоен воздействием гражданской авиации на окружающую среду. За выбросы углерода (CO2) европейцы взимают особый штраф. Как признался на саммите генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот" Виталий Савельев, компания в 2012 году, после вступления в силу требований ЕС по квотированию эмиссии парниковых газов, должна будет заплатить €40 млн.
"К 2025 году сумма этих платежей достигнет €800 млн. Естественно, затраты понесут пассажиры. Тема эта деликатная, её нужно осторожно обсуждать, не действовать в одностороннем порядке", - сказал Виталий Савельев, передаёт Firstnews.
Отметим, с 1 января 2012 года все авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу, должны будут получать квоты на выбросы парниковых газов пропорционально своему объёму перевозок, а также вести мониторинг, отчётность и контроль выбросов. Планируется, что компании будут приобретать квоты на эмиссию по расчётам 85% от выбросов базового 2010 года – бесплатно, остальные 15% должны оплачивать.
Сергей Иванов сказал, что позиция России по этому вопросу ничем не отличается от позиции США, Китая и Индии. По его словам, в общем объёме загрязнений окружающей среды из-за транспорта 96% приходится на долю автомобилей. И только 4% - на авиасообщение, морской и железнодорожный транспорт.
"Насколько я понимаю, научно вообще не доказано, что авиация вносит какой-либо вклад в выбросы. В ЕС приняты соответствующие директивы. Мы считаем, в этой сфере нужно действовать исходя из норм международного права. Единственным автором этих норм является Международная ассоциация гражданской авиации, которая никаких директив не издавала и издавать не будет", - отметил Firstnews и остальным журналистам Сергей Иванов.
Впрочем, он добавил, что Россия не намерена начинать конфронтацию. "В США готовы принять закон, запрещающий своим перевозчикам совершать эмиссионные выплаты из-за выброса углерода. Я не могу исключить, что и российский парламент примет такой закон", - отметил зампредседателя правительства РФ.
Президент некоммерческого партнёрства "Безопасность полётов", советник генерального директора ОАО "Компания "Сухой"" Евгений Шапошников заметил, что в Европе считают, будто российская техника является "более аварийной".
"Я с этим абсолютно не согласен, товарищи европейцы. За 20 лет из-за отказа техники было всего 16% катастроф (всего катастроф было 50, упало 44 российских самолёта). Як-42 до трагедии с хоккеистами "Локомотива" имел восемь лётных происшествий, только в одном случае был отказ техники. В основном, причиной трагедий признавали человеческий фактор", - говорит Евгений Шапошников.
С другой стороны, отмечает он, понятие "человеческий фактор" зачастую сужают до "экипажа самолёта". Евгений Шапошников указал на тот факт, что "за скобками остаются те, кто не проконтролировал ситуацию". Таким образом, нужно повысить ответственность за безопасность полётов – от командира корабля и выше.
"Недостатки своих подчинённых необходимо воспринимать наравне с собственными недостатками. Росавиация и Ространснадзор допускают такие вещи, как снятие ответственности с руководящих лиц", - сказал Firstnews президент НП "Безопасность полётов".
На вопрос Firstnews, что же стало причиной недавней катастрофы Як-42, Евгений Шапошников сказал, что знает ответ, но не хочет говорить. "У нас журналистика какая? Тут же: маршал сказал это! И пошло - поехало. Уже вас забыли, что вы это написали, а вспоминают маршала. Поэтому у нас есть договорённость, пока МАК не сделает выводов, все остальные помалкивают", - сказал он.