Потребительский спрос в России падает, говорят представители торговых сетей, связывая это с ухудшением экономической ситуации в стране. Тем не менее, несмотря на снижение покупательской активности, ритейлеры увеличивают объемы инвестиций на продвижение собственных брендов. Эксперты говорят, торговые сети стремятся сохранить свои рыночные позиции.

http://s005.radikal.ru/i209/1110/dc/b2d7c03e35ad.jpg
Россияне стали избирательно подходить к собственным расходам, говорят ритейлеры

В связи с ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках россияне стали более избирательно подходить к собственным расходам. В частности, в последнее время наши граждане предпочитают избегать лишних трат и покупать только самое необходимое, говорят представители российских торговых сетей. В связи с этим отечественные ритейлеры ожидают снижения объемов выручки по итогам текущего года.

В частности, прогноз роста валовой выручки в 2011 году понизила с 40 до 35% одна из крупнейших российских продуктовых торговых сетей - X5RetailGroup. Подчеркнем, что в третьем квартале текущего года рост продаж этого ритейлера в рублях составил 32%. При этом выручка компании достигла 105 млрд рублей. Всего же с начала 2011 года объем продаж X5 составил почти 330 млрд рублей.

Спад покупательской активности россиян на фоне нестабильной экономической ситуации наблюдают и в компании "Утконос".

"Да, в последнее время наблюдается общее снижение потребления россиян, что, естественно, сказывается на нашей выручке. Замечу, что эта тенденция наблюдается сейчас на всем российском рынке ритейла", - сказал Firstnews заместитель генерального директора по информационным технологиям компании "Утконос" Дмитрий Сытин.

Кстати
Выручка "Утконоса" за 2010 год составила около 10 млрд руб.

Тем не менее, несмотря на снижение покупательской активности наших граждан, российские ритейлеры увеличивают инвестиции в продвижение собственных торговых марок. Более того, представители торговых сетей заявляют о своем намерении держать отпускные цены на широкий ряд товаров на максимально низком уровне, а также вводить различные дисконтные программы для постоянных клиентов.

"Чтобы сохранять цены на прежнем уровне, мы снижаем и оптимизируем собственные издержки за счет использования современных информационных технологий – в частности, за счет автоматизации процессов. Это позволяет нам сократить расходы на зарплату персоналу", - рассказал Firstnews замдиректора по техническому обеспечению сети "Твой дом" Юрий Жиков.

Эксперты говорят, в условиях ухудшения экономической ситуации в мире для ритейлеров главное – не допустить оттока клиентов и сохранить свои рыночные позиции. В частности, по словам аналитика "Инвесткафе" Антона Сафонова, торговые сети заинтересованы в том, чтобы цены в их магазинах держались на максимально низком уровне. Ведь это позволяет им успешно конкурировать с другими игроками и привлекать новых покупателей, подчеркивает эксперт.

"В связи с этим решение снизить и оптимизировать издержки крайне необходимо для ритейлеров в долгосрочной перспективе. Ведь цены в нашей стране растут не только в результате ухудшения экономической ситуации в мире, но и из-за таких макроэкономических факторов, как уровень инфляции, параметры и торгового баланса, и некоторых других", - сказал Firstnews Антон Сафонов.

При этом, как отмечают эксперты, при сохранении неблагоприятной экономической конъюнктуры динамика потребительских цен будет оставаться на сравнительно невысоком уровне. В частности, по словам аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, как правило, замедление экономического роста и как следствие снижение доходов населения сопровождается снижением уровня инфляции на фоне сокращения потребительского спроса.