"Народное ополчение", появившееся в ходе военных действий на Кавказе, могут приравнять к ветеранам. Запрос о неясности статуса боровшегося с бандформированиями местного населения рассмотрел Конституционный суд. Представители госорганов льгот участвовавшим в самообороне предлагают не давать.
Признание ополченцев из Дагестана ветеранами грозит новыми нагрузками на федеральный бюджет
Конституционный суд (КС) на открытом заседании решал вопрос о возможности приравнять мирное население, взявшее в руки оружие для самообороны против бандформирований, к ветеранам военных кампании на Кавказе.
Награжденные без льгот
Пожаловался в КС на неясность правового статуса народного ополчения Казбековский районный суд республики Дагестан. Рассматривая обращение 29 человек на признание их участниками боевых действий в селах Алмак, Калининаул и Ленинаул, суд не смог решить, каким статусом по закону обладает гражданское население.
С одной стороны, вторжение незаконных вооруженных формирований на территорию Дагестана в конце 1990-х гг. потребовало мобилизации в том числе и гражданского населения. Так, был издан указ госсовета республики о формировании отрядов самообороны местного самоуправления.
В эти отряды вступили несколько тысяч жителей Дагестана. Свыше 600 из них были в результате награждены госнаградами РФ, в том числе орденом мужества за активное участие в боевых действиях.
Несмотря на это, под действие ст.3 Закона "О ветеранах" ополченцы не подпадают, так как в законе речь идет, в первую очередь о военнослужащих. Значит и предусмотренные для ветеранов льготы им также не положены.
Районный суд решил, что такая ситуация в законодательстве противоречит Конституции и обжаловал ст.3 в КС РФ, приостановив производство по делу до его решения.
Парламент против
Впрочем, представлять свою позицию в КС лично сотрудники районного суда не стали, ограничившись письменным изложением позиции и просьбой рассмотреть дело в отсутствии заявителя. Представители госорганов и высших должностных лиц в КС РФ предпочли явиться в заседание и сами представить свою точку зрения.
Так, представитель Госдумы в КС Александр Харитонов отметил, что дифференциация правового регулирования допустима, если определены ее критерии и меры адекватны им.
"Дифференциация основана на объективных обстоятельствах: важности и сложности выполняемых задач", - подчеркнул депутат.
Представитель верхней палаты парламента Елена Виноградова обратила внимание, что КС толкует нормы, а не подменяет собой законодателя, а ст.3 четко закрепляет, кто и почему признается ветеранами. Народных ополченцев среди них нет.
Здесь есть, по мнению члена совета федерации, и более важная грань – дача оружия в руки мирному населению. На опасность этого СФ обращал внимание еще тогда – в конце 1990-х годов в специальном послании.
"Гражданское население не должно быть частью государственной политики по сдерживанию террористических угроз… Как местное самоуправление будет определять, кого убивать? История современных конфликтов говорит о необходимости регламентации всех аспектов", - отметила Елена Виноградова.
Безынициативный Дагестан
Представитель президента в КС Михаил Кротов согласился с Еленой Виноградовой, что районный суд просит конституционный, по сути, восполнить правовой пробел, что не в его компетенции.
Коснулся представитель Дмитрия Медведева и вопроса о том, что в законодательстве и гражданское в строгом смысле население признается ветеранами в ряде случаев. То есть, если бы законодатель хотел приравнять статус ополченцев к ветеранам, он бы так и сделал.
Более того, в парламенте не рассматривался ни один законопроект об этом, инициированный Дагестаном, отметил Михаил Кротов, сославшись на запрос в Госдуму.
"Это за счет федерального бюджета обеспечивать собираются суды… Между тем никто не предложил субъектам законодательной инициативы внести изменения… То есть пытаются решить вопрос через судебную власть", - заключил представитель президента.
Меньше ответственности – меньше гарантий
Целостностью средств бюджета и попыткой заставить КС выполнять несвойственные ему функции обеспокоился и представитель правительства - Михаил Барщевский. Адвокат отметил, что в данном случае просят проверить акт на отсутствие нормы в законодательстве, что недопустимо.
Несмотря на то, что сам Михаил Барщевский отстаивает возможность граждан носить оружие, но распространение при этом на обычных граждан соцгарантий для военных кажется ему странным.
"Если они уйдут с поля боя, что им будет? Ничего. А для военных это означает трибунал. Они это сделали (вступили в ряды ополчения – прим. ред.) по своему гражданскому порыву, а не за деньги", - объяснил свою позицию адвокат.
Иная логика означала бы, что и добровольные пожарные дружины, и человек, который помог просто задержать преступника, становятся госорганами, считает адвокат. Кроме того, по мнению Михаила Барщевского у государства есть другие формы поощрения мирного населения – награды.
КС против сужения функций
Впрочем, сами судьи КС РФ были несколько обескуражены полным сведением их функций лишь до признания норм несоответствующими конституции.
Так, судья Николай Бондарь поинтересовался у представителя президента Михаила Кротова, если пробел в законодательстве нарушает права граждан, то может ли это быть рассмотрено в КС.
"Вы сами ответили, на свой вопрос, Николай Семенович", - подчеркнул Михаил Кротов.
Впрочем, окончательно решить, каким же статусом обладают ополченцы, предстоит конституционному суду. Огласит свой "вердикт" КС через полтора месяца.