Подавляющее большинство автомобилистов выступает за разрешение правого поворота на красный свет. Представители дорожной инспекции не спешат претворять в жизнь столь смелые идеи в ущерб безопасности. Firstnews выслушал все доводы "за" и "против", а также альтернативные предложения экспертов.

http://s017.radikal.ru/i407/1110/12/3a33c4a7d348.jpg
За правый поворот на красный свет проголосовало почти 90% автовладельцев

Центр по борьбе с пробками, известный многими проектами и предложениями, такими как "Дорожные парадоксы" и другие, провёл интернет-голосование по разрешению правого поворота на красный свет.

Суть предложения заключается в избранном переоборудовании светофоров с дополнительными секциями там, где это не помешает общему движению транспорта. Предлагается установить вместо дополнительной секции специальную табличку, разрешающую поворот направо, если позволяет дорожная ситуация. За эту систему проголосовало более 87% автомобилистов.

По словам руководителя Центра Александра Шумского, это решает сразу несколько проблем, как транспортных, так и экономических.

"Проанализировав проблемные участки, мы предлагаем ввести такую систему на безопасных и изолированных от пешеходов перекрёстках, - отметил он. – Согласно нашим подсчётам, это позволит добиться экономии топлива в среднем на 10%, и уменьшить заторы на 15%".

Кроме того, эксперт добавил, что переоборудование светофоров специальными табличками позволит сэкономить и городскому бюджету, так как затраты на установку дополнительной секции превышают стоимость указателей в 20 раз.

В качестве аргумента в пользу такой практики Александр Шумский привёл опыт многих ведущих стран мира, где она применяется уже несколько десятилетий.

"Поворот на красный разрешён в США, Канаде, Китае, Германии, Южной Корее и большинстве стран Латинской Америки, - подчеркнул эксперт. – Все эти страны внедряли такую норму долго, но ни одна из них не отказалась от подобной практики, значит она себя оправдывает".

Александр Шумский считает, что для более плавного перехода можно устроить эксперимент на отдельных объектах, включив дополнительную секцию на постоянный режим. В этом случае можно подсчитать риски и преимущества. Он также заметил, что в Челябинске подобный опыт уже проходил и показал себя с положительной стороны.

Представители ГИБДД не спешат пускаться на столь авантюрные меры. По словам начальника Главного управления МВД по обеспечению безопасности дорожного движения Виктора Нилова, поспешное внедрение этой системы может привести к хаосу на дорогах.

"Приведённые цифры - это, конечно, хорошо, но мы не можем и не должны увеличивать пропускную способность в ущерб безопасности пассажиров и пешеходов, - заявил Виктор Нилов. – Прежде чем принимать такие решения, нужно подсчитать все риски: экономические убытки от смертности на дорогах, от потери трудоспособности, а потом уже сравнивать".

По данным ГИБДД, 80% всех ДТП происходит в населённых пунктах, из них пятая часть приходится на перекрёстки. На пешеходных переходах случается до 8% аварий. С начала 2011 года в Москве на переходах погибло более 570 человек.

Виктор Нилов также добавил, что ведомство донесло до правительства своё мнение по этому вопросу и теперь последнее слово остаётся за Владимиром Путиным.

Кроме того, представитель ГИБДД подчеркнул, что для начала надо расширить сеть светофоров с дополнительными секциями, которые уже сейчас дают положительный эффект. В любом случае, считает он, такие секции снижают до минимума конфликтность на дорогах.

Напомним, сейчас штраф за поворот на запрещающий сигнал светофора составляет 700 рублей.

Светофорный компромисс

Некоторые эксперты относятся к предложению взвешенно, призывая искать "золотую" середину. Один из координаторов автомобильного движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов в беседе с Firstnews отметил, что в этой практике нужен точечный подход.

Если брать Москву, то в ней только 6 - 10% перекрёстков, где это можно безопасно сделать, - отметил он. - В большинстве случаев, установка такого знака приведёт к хаосу на дорогах и к массовым ДТП на переходах".

Пётр Шкуматов считает, что в целом по стране эту меру вводить пока рано, учитывая низкий уровень культуры вождения российских автомобилистов.

Будет проще

Между тем автомобильные юристы говорят о том, что практика поворота на красный упростит расследование ДТП на таких перекрёстках.

"В любом случае водитель, поворачивающий на красный, должен пропускать едущих слева и пешеходов. Теперь, если поворот станет постоянно разрешённым, всё будет проще простого – виноват тот, кто не пропустил", - заявил Firstnews президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По его мнению, сложность с расследованием ДТП в любом случае есть, поэтому предлагаемая норма ситуацию уже не усугубит.